Прошло некоторое время, прежде чем известия о поражении достигли Франции и Бургундии. Крупный пропагандист крестоносной экспедиции, Филипп де Мезьер, пламенные речи и эпистолярные призывы которого помогли подвигнуть соотечественников на крестовый поход, вылившийся в итоге в несчастную битву при Никополе, обрушился с критикой на ее незадачливых участников. В «Горьком и утешающем послании» (Epistre lamentable et consolatoire), написанном вскоре после того, как ему стало известно об их разгроме, он обвинял крестоносцев в том, что их увлекли «три дочери Люцифера» — «гордыня, алчность и распутство» — тогда как им надлежало помнить о четырех добродетелях, «порядке, рыцарской дисциплине, послушании и справедливости» — и поступать соответственно. Другие — как, например, французский поэт Эсташ Дешан — воздавали честь и хвалу павшим. В сочинении «Французам, погибшим под Никополем» (Pour les Frangais morts a Nicopolis) он прославлял крестоносцев, которые «несли знамя матери нашей Богородицы в бой против турок», сетуя на то, что «сии преданные мужи пали от копья и меча», и заключал: «да пребудет Господь с их душами». Однако большинство людей приняли известия лишь с грустью и печалью. Вот что писал биограф маршала Бусико: «Когда известия [о поражении] разнеслись и подтвердились, не нашлось слов, чтобы описать всю тут скорбь, что охватила Францию: скорбел и плакал герцог Бургундии, который опасался, что не сможет вернуть сына домой хотя бы и за деньги, и думал, что того предадут смерти, скорбели и плакали и все прочие отцы, матери, жены и ближние — как мужеского, так и женского пола — других сеньоров, рыцарей и воинов. Великие стенания разносились по королевству Французскому от тех, кто оплакивал своих; но и прочие [кого беда не задела лично] сожалели о благородных рыцарях, которые пали там и которые представляли собой цвет Франции.. . Все наши сеньоры велели служить торжественные обедни в часовнях своих за добрых сеньоров, рыцарей и воинов и всех погибших христиан... Хотя может статься, что не нам за них, а им за нас надобно молиться, ибо они по воле Божией пребывают ныне как святые в раю». Еще долгое время после описанно - го сражения европейцы продолжали биться с турками-османами и выступать в роли «святых в раю». Между тем крупномасштабных битв, подобных Никопольской, между западноевропейскими войсками и турками не отмечалось еще почти 150 лет. Падение Константинополя под ударами армии османского султана Мехмета II (1432-1481) в 1453 г. не подвигло западных европейцев на военное вмешательство, несмотря на призывы к крестовому походу со стороны папства и многих других энтузиастов священной войны с неверными. Только после сражения при Могаче в 1526 г., поражения в нем христианских войск и неудачного нападения турок на Вену в 1529 г. большая западноевропейская армия собралась для противодействия османам на их пути в Юго-Восточную и Центральную Европу.