ВЕЛИКИЕ 
СРАЖЕНИЯ
СРЕДНИХ ВЕКОВ

Последствия

 

Прошло некоторое время, прежде чем известия о поражении  достигли Франции и Бургундии. Крупный пропагандист крестоносной  экспедиции, Филипп де Мезьер, пламенные речи и эпистолярные призывы  которого помогли подвигнуть  соотечественников на крестовый поход,  вылившийся в итоге в несчастную  битву при Никополе, обрушился с  критикой на ее незадачливых участников. В «Горьком и утешающем послании» (Epistre lamentable et consolatoire), написанном вскоре после того, как ему стало известно об их  разгроме, он обвинял крестоносцев в том, что их увлекли «три дочери  Люцифера» — «гордыня, алчность и  распутство» — тогда как им надлежало  помнить о четырех добродетелях,  «порядке, рыцарской дисциплине,  послушании и справедливости» — и поступать соответственно. Другие — как, например,  французский поэт Эсташ Дешан —  воздавали честь и хвалу павшим. В  сочинении «Французам, погибшим под Никополем» (Pour les Frangais morts a Nicopolis) он прославлял  крестоносцев, которые «несли знамя матери  нашей Богородицы в бой против турок», сетуя на то, что «сии преданные мужи пали от копья и меча», и заключал: «да пребудет Господь с их душами».  Однако большинство людей приняли  известия лишь с грустью и печалью. Вот что писал биограф маршала Бусико: «Когда известия [о поражении] разнеслись и подтвердились, не нашлось слов, чтобы описать всю тут скорбь, что охватила Францию: скорбел и плакал герцог Бургундии, который опасался, что не сможет вернуть сына домой хотя бы и за деньги, и думал, что того  предадут смерти, скорбели и плакали и все прочие отцы, матери, жены и  ближние — как мужеского, так и женского пола — других сеньоров, рыцарей и  воинов. Великие стенания разносились по королевству Французскому от тех, кто оплакивал своих; но и прочие [кого беда не задела лично] сожалели о  благородных рыцарях, которые пали там и  которые представляли собой цвет  Франции.. . Все наши сеньоры велели служить торжественные обедни в часовнях своих за добрых сеньоров, рыцарей и воинов и всех погибших христиан... Хотя  может статься, что не нам за них, а им за нас надобно молиться, ибо они по воле Божией пребывают ныне как святые в раю». Еще долгое время после описанно - го сражения европейцы продолжали биться с турками-османами и  выступать в роли «святых в раю». Между тем крупномасштабных битв,  подобных Никопольской, между  западноевропейскими войсками и турками не отмечалось еще почти 150 лет. Падение Константинополя под ударами армии османского султана Мехмета II (1432-1481) в 1453 г. не подвигло западных европейцев на военное вмешательство, несмотря на призывы к крестовому походу со  стороны папства и многих других  энтузиастов священной войны с неверными. Только после сражения при Могаче в 1526 г., поражения в нем  христианских войск и неудачного нападения турок на Вену в 1529 г. большая  западноевропейская армия собралась для противодействия османам на их пути в Юго-Восточную и  Центральную Европу.