ВЕЛИКИЕ 
СРАЖЕНИЯ
СРЕДНИХ ВЕКОВ

МАЛЬТА 1283 г.

 

Сражение у берегов Мальты стало одной из крупнейших морских баталий XIII столетия и первым триумфальным заявлением о себе одного из новых игроков на сцене Средиземноморья — флота Арагона, который одолел сильного и опытного врага. Мальта также является образцом галерного боя в водах Южной Европы в период зрелости Средневековья. На протяжении более  позднего этапа Средневековья  галеры доминировали в морских  сражениях в Средиземноморье. Они  представляли собой длинные и узкие боевые  суда с довольно низкой осадкой,  приводившиеся в движение примерно сотней весел, корабли подобного типа  располагали еще и парусами, которые,  однако, в битвах не поднимались. В отличие от античных боевых кораблей,  средневековые галеры не вооружались  носовыми таранами. Война велась  иначе: задача обычно состояла в том,  чтобы частично или полностью подавить вражеское противодействие за счет обстрела разного рода метательными снарядами (преимущественно  стрелами и дротиками), а затем взять  неприятельское судно на абордаж.  Успех в такого рода бою зависел от ряда факторов. Морякам надлежало  выказать способность вывести корабль на выгодную позицию — лучше всего так, чтобы носовой или кормовой «замки» (или надстройки) смотрели в борт противнику, — и затем щедро осыпать его метательными снарядами с более высокого уровня. Большую роль  играло мастерство морской пехоты, причем как в процессе обмена выстрелами, так и в абордажном бою. Самый же  важный фокус, однако, состоял в том, как руководить действиями отдельных  кораблей в отсутствие легкодоступных средств коммуникации и как добиться взаимодействия при боковых течениях в гуще сражения. Пожалуй, в Средние века талантливый адмирал с развитой тактической хваткой требовался флоту для победы даже больше, чем  одаренный генерал в сухопутном сражении. Анжуйский король Сицилии Карл (Шарль) I избрал ошибочный  подход в отношении собственного  военного флота. Несмотря на вложение  значительных сумм в кораблестроение, он не позаботился о наборе  по-настоящему боеспособных команд.  Арбалетчики нанимались из Генуи и Пизы, а  матросы по большей части — из  Прованса, с юга Италии и Сицилии.  Недополучавшие жалованье и не очень охотно шедшие в бой моряки говорили к тому же на разных языках и наречиях, что не способствовало хорошему  взаимопониманию в бою. Морская пехота  состояла из защищенных тяжелыми  доспехами французов, включая даже рыцарей, снаряжение которых куда больше  подходило для боя на твердой землей,  нежели на шаткой палубе. Что еще хуже, король Карл распоряжался должностью адмирала как этаким придворным  постом, занимать который должен был не самый опытный и способный солдат, а наиболее родовитый вельможа. Вместе с тем нельзя сказать, что в сражении в водах Мальты в 1283 г. оба анжуйских адмирала показали себя такими уж бездарными флотоводцами, они  происходили из купеческих семей  Марселя с хорошими морскими традициями, однако непонятно, что заставило  короля разделить командование. К 1283 г. неумение грамотно взаимодействовать в анжуйском флоте стало очевидным, что показала уже битва при Никотере (14 октября 1282 г.), в ходе которой отдельные анжуйские корабли не  сумели оказать поддержку друг другу и  рассеялись, так и не оказав сопротивления противнику. В противоположность  анжуйскому, флот Арагона, созданный королем Педро III, представлял собой  поразительно новаторское начинание, являясь передовой и чрезвычайно эффективной военной силой. Надо отдать должное прежде всего неподражаемому адми- ралу короля Педро, итальянцу Руд жеро ди Лаурия, который —  несмотря на численный перевес у неприятеля — всегда выходил победителем из боевых сопри - косновений, а кроме того,  зарекомендовал себя как великолепный  организатор. Незадолго до войны Сицилийской вечерни (как называют обычно  конфликт между Арагоном и Анжуйским домом за право властвовать в  Сицилийском королевстве), начавшейся в 1282 г., арагонцы принялись строить значительно модернизированные  галеры. На протяжении более чем  столетия традиционные средиземноморские галеры приводились в движение 104— 108 веслами, однако новые арагонские весельные суда выросли в размерах и имели от 112 до 124 весел.  Нововведение делало корабли более тяжелыми и менее быстроходными, что обычно считалось недостатком для галерного флота, однако такие суда предоставля - ли личному составу лучшую защиту за счет более высоких фальшбортов,  равно как имели более высокие носовые и кормовые надстройки, что было тради- ционно принято в Средиземноморье. Все это делалось с целью извлечь  максимальную пользу из действий крайне эффективных каталонских арбалет - чиков, услугами которых пользовался флот Арагона. Каталонские арбалетчики — по 30 на самых больших галерах и несколько меньше на средних кораблях —  считались лучшими на Средиземном море, и многие располагали весомым опытом сухопутных баталий. Во время  битвы у Мальты они пользовались также и отличным снаряжением: каждый имел два 60-см и один 30-см арбалет, а также по 300 метательных снарядов обоих типов. Кроме того, они  защищались кожаными доспехами и  стальными шлемами и вооружались короткими мечами для абордажного боя. Важную составляющую личного состава команд Арагона представляла легкая пехота, альмогавары, поднаторевшие в боях на испанском пограничье и искусные в применении дротиков и копий. Такие солдаты идеально подходили для  воины на море, поскольку несли на себе легкие доспехи и отличались большим проворством и подвижностью, чем их анжуйские оппоненты. Что не менее важно, флот Арагона спаивал воедино сильный кастовый дух. На протяжении всей бытности адмиралом Руджеро ди Ааурия лично набирал моряков и мор - ских пехотинцев, а также всегда  дотошно следил за тем, чтобы те  исправно получали жалованье и не страдали от нехватки пищевого довольствия — воды и провианта.