Монахи-воины
Сообщество тамплиеров, или храмовники, или же братство бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова, сформировалось после Первого крестового похода (1096—1099 гг.) поначалу для охраны паломников на неспокойных дорогах Леванта. Получившие одобрение и поддержку папы римского в 1118 или 1119 г., они скоро превратились в могущественную организацию воинов- монахов, живших в соответствии с довольно строгим уставом, требовавшим личной бедности, умеренности, христианской набожности и плотского воздержания. Они носили белые сюрко, или табары (surcott и tabard — матерчатые, обычно безрукавные балахоны. — Прим. пер.), поверх простых, лишенных украшений или позолоты кольчуг, или гоберов с такими же плетеными из колец металлическими капюшонами, а также кольчужные чулки. Шлемы поначалу тоже использовались простые, как те, которые видны на головах нормандских рыцарей и их противников в битве при Гастингсе. Под кольчугу, как все прочие, они надевали толстые фуфайки, или гамбезоны (gambeson), помогавшие уберечь тело от воздействия ударов оружия. Тамплиеры скоро сделались идеалом и символом христианского рыцаря. Они демонстрировали храбрость в бою и бескомпромиссность в отношении мусульманского противника, считая, что гибель в бою с неверными врагами христианства есть залог вечного райского блаженства на небесах. Тамплиеры на протяжении своей истории всегда соперничали, а нередко и открыто враждовали с госпитальерами, что выливалось порой — хотя и довольно редко — в кровопролитные стычки с ними. Между тем ордена свя- зывало общее дело — священная война и борьба с неверными, — в целях же поддержания ответственности у братии перед своей обителью между орде - нами во второй половине XII в. выработалось правило, запрещавшее прием исключенных из одного сообщества братьев в другое. Орден Святого Иоанна был основан значительно раньше ордена Храма, в 1048 или 1050 г., с задачей ухода за паломниками в Святой Земле. После Первого крестового похода братство стало расширяться, открывая сеть хосписов на завоеванных территориях. Потребность не только в охране, но и в защите пилигримов, толпами хлынувших в Иерусалим, вызвала милитаризацию доселе сугубо монашеской обители. Извечная нехватка солдат в латинских государствах на Востоке в итоге привела к развитию идеи охраны паломников в идею защиты самих владений франков в Святой Земле, где у госпитальеров появились замки, а со временем и целые кварталы в городах, и прежде всего, конечно, в Иерусалиме. В результате поражения крестоносного войска при Хаттине в 1187 г. лишились жизни практически все участвовавшие в бою рыцари-монахи, что привело не к отмиранию традиции и исчезновению орденов, но, напротив, к возрастанию их роли как военной силы. |