ВЕЛИКИЕ 
СРАЖЕНИЯ
СРЕДНИХ ВЕКОВ

Монахи-воины

Сообщество тамплиеров, или   храмовники, или же братство бедных рыцарей  Христа и Храма Соломонова,   сформировалось после Первого крестового   похода (1096—1099 гг.) поначалу для  охраны паломников на неспокойных  дорогах Леванта. Получившие   одобрение и поддержку папы римского в 1118  или 1119 г., они скоро превратились в  могущественную организацию воинов-  монахов, живших в соответствии с   довольно строгим уставом, требовавшим  личной бедности, умеренности,   христианской набожности и плотского   воздержания. Они носили белые сюрко, или  табары (surcott и tabard —   матерчатые, обычно безрукавные балахоны. —  Прим. пер.), поверх простых,   лишенных украшений или позолоты кольчуг,  или гоберов с такими же плетеными из  колец металлическими капюшонами, а  также кольчужные чулки. Шлемы   поначалу тоже использовались простые,  как те, которые видны на головах   нормандских рыцарей и их противников в  битве при Гастингсе. Под кольчугу, как  все прочие, они надевали толстые   фуфайки, или гамбезоны (gambeson),   помогавшие уберечь тело от воздействия  ударов оружия.  Тамплиеры скоро сделались   идеалом и символом христианского   рыцаря. Они демонстрировали храбрость в  бою и бескомпромиссность в   отношении мусульманского противника,   считая, что гибель в бою с неверными   врагами христианства есть залог вечного  райского блаженства на небесах.   Тамплиеры на протяжении своей   истории всегда соперничали, а нередко и  открыто враждовали с   госпитальерами, что выливалось порой — хотя и  довольно редко — в кровопролитные  стычки с ними. Между тем ордена свя-  зывало общее дело — священная   война и борьба с неверными, — в целях же  поддержания ответственности у   братии перед своей обителью между орде -  нами во второй половине XII в.   выработалось правило, запрещавшее   прием исключенных из одного сообщества  братьев в другое.  Орден Святого Иоанна был   основан значительно раньше ордена   Храма, в 1048 или 1050 г., с задачей ухода  за паломниками в Святой Земле.   После Первого крестового похода   братство стало расширяться, открывая сеть  хосписов на завоеванных территориях.  Потребность не только в охране, но и в  защите пилигримов, толпами   хлынувших в Иерусалим, вызвала   милитаризацию доселе сугубо монашеской   обители. Извечная нехватка солдат в   латинских государствах на Востоке в итоге  привела к развитию идеи охраны   паломников в идею защиты самих   владений франков в Святой Земле, где у  госпитальеров появились замки, а со  временем и целые кварталы в городах,  и прежде всего, конечно, в Иерусалиме.  В результате поражения крестоносного  войска при Хаттине в 1187 г. лишились  жизни практически все участвовавшие  в бою рыцари-монахи, что привело не  к отмиранию традиции и исчезновению  орденов, но, напротив, к возрастанию  их роли как военной силы.